Пайплайн

Пайплайн, известный также как трубопровод, представляет собой документ, который визуализирует процесс разработки продукта. Он состоит из последовательности этапов, где конец каждого этапа является началом следующего. Это создает эффект производственного конвейера или трубопровода, по которому проект движется от исходной идеи до конечного продукта.

Пайплайны используются для организации и контроля рабочего процесса. Они помогают генерировать новые идеи, разрабатывать решения и конкурентные преимущества будущего продукта. В отличие от традиционных методов разработки, пайплайны ускоряют процесс работы и позволяют гибко реагировать на изменения в рыночной конъюнктуре.

Из чего состоит пайплайн

Хотя строгой структуры пайплайна не существует и она может варьироваться в зависимости от сложности проекта, команды разработчиков и других факторов, можно выделить некоторые общие элементы:

Этапы являются стадиями, на каждой из которых проект продвигается на новый уровень готовности в направлении достижения конечного результата. Можно рассматривать эти этапы как общую стратегию развития продукта.

Работы представляют собой конкретные мероприятия, необходимые для завершения каждого этапа проекта и перехода к следующему. Они можно назвать тактикой, которая помогает реализовать стратегию развития продукта.

Препродакшен (подготовка к производству)

Давайте рассмотрим структуру пайплайна на примере разработки компьютерной игры. Важно отметить, что нижеприведенный пример является условным:

  • Препродакшен (подготовка к производству):
  • Разработка общей концепции игры, включая сюжет, особенности геймплея и главные игровые механики.
  • Определение целевой аудитории игры.
  • Анализ рынка и изучение конкурентов.
  • Выбор платформы, на которой будет реализована игра.
  • Разработка механизма монетизации (если игра является коммерческим продуктом).
  • Планирование сроков разработки.
  • Расчет необходимых финансовых, материальных и человеческих ресурсов для разработки игры.

Обратите внимание, что этапы и работы могут различаться в зависимости от конкретного проекта и его особенностей.


Продакшен (производство)

Продакшен (производство) является самым продолжительным этапом и может занимать от 1 года до 4 лет. На этом этапе происходят следующие работы:

  1. Создание первого играбельного прототипа с более высококачественными моделями и фонами для демонстрации игровой механики, возможностей геймплея и общего дизайна будущей игры.
  2. Разработка "вертикального фрагмента" игры, который представляет собой отрывок продолжительностью от получаса до часа и служит для демонстрации потенциальным инвесторам или студиям. Этот фрагмент позволяет ощутить игровой опыт, который будет присутствовать в финальной версии игры.
  3. Создание преальфа-версии игры, которая включает реализацию полноценного сценария, большинства игровых механик и дизайна. На этом этапе большая часть контента уже добавлена, но возможно её дополнение или сокращение для оптимизации игрового процесса.
  4. Разработка альфа-версии игры, которая представляет собой полноценный релиз, в который можно играть от начала и до конца. На этом этапе добавлены все геймплейные возможности, функции и элементы управления. Однако остаётся возможность для дополнений и/или корректировок.
  5. Проведение альфа-тестирования игры сотрудниками разработчика, включая тестировщиков, с последующей доработкой, основанной на найденных ошибках.
  6. Бета-тестирование игры с участием добровольцев из целевой аудитории для получения обратной связи и в качестве части маркетинговой кампании продукта. Доработка предрелизной версии и устранение выявленных недостатков.

Выход на этапе продакшена

На этапе продакшена происходит следующее:

Выход полностью готового к релизу продукта, в котором исправлены все выявленные ошибки. Однако разработчики не могут гарантировать, что в процессе полноценного использования конечной версии не будут обнаружены новые ошибки или проблемы.

Постпродакшен

После этапа продакшена следует постпродакшен, который включает следующие работы:

  1. Исправление ошибок после выпуска финальной версии, выпуск патчей и обновлений для устранения выявленных проблем.
  2. Создание бонусного контента, такого как DLC (скачиваемый контент), дополнительные персонажи, локации и другие элементы, которые обогащают игровой опыт.
  3. Обновление текстур, моделей персонажей и добавление новых визуальных эффектов для улучшения визуальной составляющей игры.
  4. Сервисная поддержка пользователей, особенно в случае многопользовательских онлайн-игр, включающая поддержку серверов, решение проблем с соединением и общение с игровым сообществом.

Выход на этапе постпродакшена

Выход на этапе постпродакшена означает представление новой версии продукта, в которой исправлены ошибки, обновлен дизайн и добавлен дополнительный контент, улучшающий игровой опыт.

Пайплайн включает последовательность этапов и работ, хотя в процессе работы могут возникать изменения, в зависимости от текущей ситуации. Например, если после одного цикла тестирования не были обнаружены и исправлены все ошибки, продукт может быть отправлен на повторную проверку, продолжаясь до достижения удовлетворительного результата для разработчиков или тестировщиков из целевой аудитории.

Контроль выполнения пайплайнов

Контроль выполнения пайплайнов не имеет строго определенных требований и каждый разработчик выбирает свои критерии. Некоторым важно соблюдение сроков, другие приоритезируют качество результата, а третьи ценят и ту, и другую характеристику. Однако большинство разработчиков используют следующие метрики для оценки выполнения пайплайна:

  1. Время процесса: это срок выполнения одного этапа.
  2. Время выполнения: это сумма задержки выполнения предыдущего этапа и продолжительности обработки текущей стадии.
  3. Время задержки: это период, в течение которого не происходит никакой работы.
  4. Процент выполненных работ: рассчитывается от объема работы, запланированной на этапе, без учета переделок.


Эти метрики позволяют оценить эффективность выполнения пайплайна и осуществлять контроль за его прогрессом.

Метрики, описанные ранее, не являются универсальными и могут быть дополнены или скорректированы в практике конкретного разработчика, учитывая условия работы, корпоративную культуру, особенности проекта и другие факторы. Однако, наличие определенных критериев является необходимым, чтобы оценить эффективность работы.

Преимущества управления с помощью пайплайнов

Управление с помощью пайплайнов имеет ряд преимуществ:

  1. Конвейерный эффект: Основная идея пайплайна заключается в обеспечении непрерывного потокового характера разработки программного продукта. При участии различных специалистов этапы и задачи распределяются заранее, что упрощает и ускоряет рабочий процесс, сокращает время производства, снижает нагрузку на сотрудников и в конечном итоге повышает качество готового продукта.
  2. Универсальность: Пайплайны эффективно применяются в разработке программного обеспечения, веб-сайтов, приложений, компьютерных игр и других сферах digital. Они могут использоваться как крупными командами со значительными бюджетами, так и малыми коллективами или отдельными разработчиками с ограниченными финансовыми ресурсами.

Пайплайны являются гибким инструментом, который может быть адаптирован и оптимизирован для конкретных потребностей и условий разработчика, что позволяет достичь более эффективного процесса разработки и более высокого качества конечного продукта.

Гибкость является важной характеристикой пайплайнов. Несмотря на строгую последовательность этапов и работ, этот инструмент способствует быстрой адаптации к изменяющимся условиям. Корректировки вносятся в план немедленно, а не накапливаются со временем. Такой подход ускоряет процесс разработки и помогает избежать серьезных конфликтов, которые часто возникают при внесении изменений в проект одним большим пакетом.

Контроль качества является важным аспектом пайплайнов. Они предоставляют возможность непрерывной проверки результатов на каждом этапе. Это позволяет быстро обнаруживать и исправлять ошибки, без их накопления. В результате конечный продукт достигает высокого уровня полировки, что сокращает время, затрачиваемое на поиск и устранение ошибок. Кроме того, это положительно сказывается на репутации продукта во время открытого бета-тестирования и способствует более успешным итоговым продажам.

Пайплайн также облегчает оценку эффективности работы. Руководитель проекта может контролировать скорость и качество работы команды и отдельных ее участников на каждом этапе. Путем использования конкретных метрик можно определить сложности, с которыми команда столкнулась на определенном этапе и причины их возникновения. Это позволяет принимать меры для устранения проблем и поддержания прогресса разработки.

Пайплайн представляет собой эффективную методику организации рабочего процесса, которая широко применяется в различных областях IT, включая игровую индустрию и Data Science. При правильном подходе к планированию, он способен значительно ускорить и упростить процесс разработки программного продукта, а также эффективно устранять ошибки после их обнаружения, повышая качество конечного результата.

Все курсы