Язык программирования 1С: что это такое и где применяется


Где используется 1C

Язык программирования 1C, также известный как встроенный язык программирования в программном обеспечении "1C:Предприятие", предназначен для разработки кода и алгоритмов на платформе данного программного обеспечения. Этот язык является предметно-ориентированным и используется исключительно в рамках платформы "1С:Предприятие". Главная целевая аудитория этого языка - крупные организации и предприятия, которые применяют платформу для организации бизнес-процессов и автоматизации таких задач, как отчетность, бухгалтерия и документооборот.

Особенности 1C

1C является языком высокого уровня и имеет много общих черт с другими языками программирования, такими как JavaScript, Pascal и BASIC, что делает его относительно легким в освоении. В то же время, у 1С есть свои уникальные особенности, которые отличают его от других языков программирования.

Язык программирования 1C отличается простотой и доступностью для начинающих разработчиков. Низкий порог вхождения в программирование на 1C обусловлен тем, что обычно разработчики используют готовые типовые конфигурации, которые можно изменять по своему усмотрению.

Еще одним преимуществом 1C является доступность кодирования на русском языке, что позволяет экономить время на переводе. Тем не менее, 1C также предлагает возможность программировать на английском языке.

Другая важная особенность языка 1C - предварительная компиляция модулей во внутренний байт-код, что повышает скорость исполнения программ.

Скомпилированные модули также сохраняются в кэше, что также ускоряет выполнение программ.

В 1C используется мягкая типизация, при которой типы переменных определяются их значением.

Наконец, 1C предоставляет справочник-подсказку с полной информацией о синтаксисе языка и его правилах, что значительно облегчает работу разработчиков.

Из чего состоит «1C:Предприятие»

Программа "1C:Предприятие" состоит из двух основных компонентов: платформы и конфигураций.

Платформа является базой, на основе которой разрабатываются конфигурации. Она является неотъемлемой частью процесса создания и изменения конфигураций, и без нее невозможно работать с ними.

Конфигурация, или прикладное решение, представляет собой программу, написанную на языке 1C, которую используют пользователи. В рамках одной платформы может существовать несколько конфигураций. Конфигурации классифицируются на типовые, которые созданы самой компанией-разработчиком платформы, и нетиповые, которые могут быть либо разработаны с нуля, либо базироваться на измененных типовых конфигурациях.

Что такое переменные

Переменные представляют собой место для хранения данных во время обработки программы. Они используются для временного хранения значений, которые могут изменяться в процессе выполнения программы. Важно отметить, что переменные существуют только во время работы программы и исчезают после ее завершения. Каждая переменная может содержать только одно значение.

У переменных есть имена, которые должны соответствовать определенным правилам:

  • Имя переменной должно начинаться с русской или английской буквы, а также может начинаться с символа "_".
  • Имя переменной может содержать числа, но не может начинаться с них.
  • Длина имени переменной не ограничена.
  • Буква "ё" не может использоваться в имени переменной.
  • Имя переменной не должно содержать пробелов.

Создание переменной очень просто. Для этого нужно придумать имя переменной и записать его перед знаком "равно". Например:

<div><div></div></div>
<div><div><code>МойНомерДома = 3;
</code></div></div>

Переменные могут быть объявлены явно или неявно, при этом тип переменной всегда будет определяться неявно. Явное объявление переменной не обязательно и не всегда требуется.

В программе 1C код размещается в модулях, которые являются частью конфигурации. Конфигурация состоит из объектов, а объекты, в свою очередь, состоят из модулей. Именно в модулях хранится программный код.

Модули и методы

Модуль представляет собой текстовый файл, содержащий программный код.

Но как программа взаимодействует с модулями?

Для выполнения определенных действий с объектами и изменения конфигурации программа использует методы. Методы представляют собой различные способы запуска обработки данных. Разработчики программы уже предопределили определенный набор методов, но вы также можете создавать собственные методы, написав их на языке 1C.

Программа 1C имеет свой собственный жизненный цикл, который включает запуск, взаимодействие с пользователем и выключение. Действия, инициированные пользователем, и которые программа выполняет, приводя к определенным изменениям, называются событиями.

События

События представляют собой набор действий, которые происходят в конкретных ситуациях. Модули выполняются только тогда, когда возникает соответствующее событие. Благодаря системе событий, встроенный язык программирования также называется событийно-зависимым.

Важно отметить, что все возможные события предопределены платформой и известны заранее. Это означает, что нельзя придумать что-то новое и неизвестное для программы. Список событий задан заранее и определен платформой, и разработчик может использовать только эти предопределенные события.

Значения и их коллекции

Значения являются основным объектом работы программы. Это данные, которые могут быть считаны с диска или введены вручную программистом. Программа использует эти значения, обрабатывает их и отображает результаты. Простые значения могут иметь различные типы, каждый из которых выполняет определенные функции:

  • Null: Используется для обозначения отсутствия значения.
  • Число: Представляет собой числовое значение, с которым можно выполнять арифметические операции, такие как сложение, вычитание, умножение или деление.
  • Дата: Используется для указания даты и времени. Важно отметить, что в программировании на 1C дата и время всегда указываются полностью, вплоть до секунд.
  • Строка: Значение, заключенное в кавычки, представляет собой символьную строку.
  • Булево: Получается в результате логических операций и представляет "истину" или "ложь". Например, операция "Равно" сравнивает два числа и возвращает истину, если они равны, и ложь, если они различаются.

Эти типы значений позволяют программе оперировать и обрабатывать различные виды данных в соответствии с их функциональным назначением.

Неопределенное значение (Undefined) применяется для обозначения значений, которые не принадлежат ни к одному из вышеперечисленных типов.

Встроенный язык программирования также предоставляет набор объектов, которые представляют собой совокупность примитивных значений. Примером такого объекта являются универсальные коллекции значений, которые являются временными хранилищами данных, существующими в оперативной памяти компьютера в течение одного рабочего сеанса.

Наиболее значимыми коллекциями являются:

  1. Таблица значений: Этот объект используется для хранения и обработки значений любого типа. Он похож на обычную таблицу, созданную в программе Excel.
  2. Дерево значений: Это также таблица значений, но с иерархическим способом записи данных. Каждая строка может иметь подчиненные строки, которые в свою очередь могут иметь свои подчиненные строки. Одна строка, самая верхняя, считается родительской и не имеет собственного родителя.
  3. Список значений: Это временное хранилище данных, которое позволяет управлять значениями, редактировать и удалять их. Он широко используется для работы с интерфейсом.

Эти коллекции значений предоставляют программистам удобные средства для организации и обработки данных во время выполнения программы.

Массив (Array) используется для сбора и хранения произвольных значений. Он представляет собой пронумерованную коллекцию, где каждый элемент имеет порядковый номер, называемый индексом, начинающимся с нуля. Массив также может быть многомерным, то есть состоять из других массивов.

Структура (Structure) и Соответствие (Map) служат для хранения данных и состоят из парных элементов "ключ-значение". Каждое значение имеет уникальное имя, называемое ключом. В структуре ключи обязательно являются строковым типом, а значения могут быть произвольного типа. В соответствии (Map) ключи также могут быть произвольного типа.

Как программировать на 1C

Программирование на 1C происходит в знакомом нам модуле. Давайте рассмотрим этот процесс поэтапно на примере простой программы "Привет, мир!".

Для запуска программы "1C:Предприятие" выполните следующие шаги:

  1. Запустите программу "1C:Предприятие".
  2. Откройте пустую базу данных в режиме конфигуратора.
  3. На панели управления выберите опцию "Открыть конфигурацию".
  4. В открывшемся меню щелкните правой кнопкой мыши на пункте "Конфигурация" и выберите "Открыть модуль приложения".
  5. Появится пустой модуль программы, который является текстовым документом, где вы можете писать код.
  6. Введите команду: Сообщить("Привет, мир!");.
  7. Запустите программу, нажав кнопку "Начать отладку" или аналогичную кнопку.
  8. В приложении появится готовое сообщение с текстом "Привет, мир!".

Таким образом, вы запустили программу "1C:Предприятие" и в ней открыли конфигурацию, модуль приложения, и написали код, который выводит сообщение на экран. Запустив программу, вы увидите это сообщение в приложении.

Все курсы