Чем занимается product manager, что должен знать и где работает



В данной статье мы рассмотрим профессию менеджера продуктов. Вы узнаете о том, какие функции выполняет этот специалист, где работает, какие программы ему необходимо знать, а также о перспективах и востребованности данной профессии


Кто такой product manager

В переводе на русский язык "product manager" означает "менеджер продукта". Это эксперт, который ответственен за создание и выпуск новых товаров, услуг, онлайн-сервисов и других продуктов.

Кто такой product manager

В зависимости от сферы деятельности в качестве продукта может выступать:

    В зависимости от отрасли, продуктом может являться:

    В IT - веб-сайт, мобильное приложение, программное обеспечение;

    В строительстве - жилой комплекс, коммерческая недвижимость;

    В медицине - хирургическое оборудование, медицинская косметика;

    В ритейле - коллекции одежды, обуви, аксессуаров или товары для дома; В банковской сфере - дебетовые и кредитные карты, потребительские кредиты.

Менеджер продукта - это востребованная должность во многих отраслях, так как он решает вопросы, связанные с маркетингом, аналитикой и бизнес-процессами. Его задача заключается в создании жизнеспособного продукта, который будет пользоваться спросом у целевой аудитории и принесет прибыль компании.

Объясним простыми словами, какие задачи решает представитель профессии на примере ИТ-продукта:

  • Выясняет ожидания потенциальных пользователей.
  • Определяет, какой интерфейс, функционал и дизайн должен быть в онлайн-сервисе.
  • Анализирует, сколько прибыли получит фирма после выпуска этой программы и устанавливает KPI.
  • Доносит требования к продукту до разработчиков и проверяет соответствие результата техзаданию перед релизом.
  • Продолжает развивать приложение и совершенствовать его уже после публикации.

Что он должен знать

Еще одно требование к продакт-менеджеру – это знание специальных компьютерных программ:

  • Электронные таблицы Excel и Google.
  • Сервисы для анализа конкурентов, например, SimilarWeb.
  • Инструменты веб-аналитики - Google Analytics и Яндекс.Метрика.
  • Платформы для онлайн-управления проектами (Trello, Slack, Jira и др.).

Задачи продакт-менеджера могут быть условно разделены на несколько этапов: концептуальное проектирование продукта, его создание и релиз, а также дальнейшую работу после запуска.

Более подробно, продакт-менеджер:

  • Анализирует рынок, изучает предложения конкурентов и сравнивает аналогичные продукты по различным параметрам.
  • Собирает информацию, изучает потребности и интересы целевой аудитории.
  • Проводит A/B-тесты и тестирует новые продуктовые линейки.
  • Формулирует требования к продукту, основываясь на предпочтениях пользователей.
  • Создает прогнозы продаж на краткосрочную и долгосрочную перспективу, а также определяет способы монетизации продукта или услуги.
  • Решает вопросы ценообразования и анализа ключевых метрик вместе с другими отделами.
  • Распределяет задачи и зоны ответственности в команде разработчиков в зависимости от их компетенций.
  • Отслеживает сроки выпуска продукта, презентует его заказчику или контролирует процесс вывода на рынок.
  • Оценивает обратную связь от покупателей и работает над повышением лояльности целевой аудитории.
  • Следит за продажами и достижением целевых показателей по доходу.
  • Разрабатывает рекомендации по улучшению продукта.


Востребованность и карьера продукт-менеджеров

В product-менеджменте выделяют 3 уровня квалификации:

  • Junior – новичок, часто является ассистентом ведущего продакт-менеджера или работает только на выделенном участке, например, на исследованиях или аналитике.
  • Middle – специалист с опытом, который способен реализовать и проконтролировать все этапы разработки, выпуска и пост-релиза.
  • Senior или Chief product manager – решает не только текущие операционные вопросы, но и занимается общей стратегией продукта.

Мы исследовали объявления на Head Hunter, чтобы оценить спрос на продуктовых менеджеров. Общее количество вакансий превышает 5000, а специалисты с опытом около трех лет наиболее востребованы. Большинство работодателей находятся в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Казани и Екатеринбурге в следующих отраслях: IT, розничные продажи, услуги для бизнеса.


Все курсы