Инвестируй в знания: ТОП-курсы с сертификатом Посмотреть >

​Всё о профессии методолог

Профессия методолога в современном мире приобретает все большую популярность и востребованность. Методолог — это специалист, который занимается разработкой, оптимизацией и внедрением методологических подходов и процедур в различных организациях и проектах.

Методолог образовательных программ - курс нетологии с программой трудоустройства


Научитесь создавать и адаптировать методы успешного запуска образовательных продуктов
Соберите портфолио из 6 проектов и сможете принимать заказы уже во время обучения.

Кто такой методолог?

Методолог - это специалист, чья задача заключается в объединении принципов и методов организации различных видов деятельности. Его главной целью является создание структурированной и доступной информации, чтобы аудитория могла полностью понимать представленные данные без необходимости дополнительных запросов. Профессия методолога находит применение в различных областях, таких как бизнес, научные исследования и образование. Особенно востребованы методологи в образовательных программах. В данной статье мы рассмотрим более подробно задачи и обязанности методолога, а также обсудим вопросы, связанные с заработной платой, востребованностью и обучением в этой сфере как в университете, так и на онлайн-курсах.

Роль методолога

Путем упрощения и структурирования разнообразных данных методолог способствует более эффективной организации процессов. Это важно как для команд, создающих и продвигающих продукты, так и для крупных бизнес-проектов. В образовании особо интересной является специализация методолога образовательных программ. Его задачей является сбор информации и представление ее в наиболее доступной форме для студентов или учеников. Часто путают методолога с методистом.

В чем же отличие между этими двумя направлениями?

Методист и методолог - схожие профессии, однако методист чаще всего разрабатывает образовательные системы, внедряет новые методы и инструменты, в то время как методолог работает с уже существующими материалами, создавая из них единое целое. Методологу необходимо обладать четким пониманием тенденций в сфере образования и постоянно следить за изменениями и новшествами в этой области. Профессионалы работают в школах, университетах, колледжах и, конечно же, в сфере EdTech (образование и технологии). Задачи методологов в каждом из этих направлений могут различаться, но методологи в сфере образования, например, могут разрабатывать программы для занятий в школах и университетах, а также структурировать материалы для сдачи стандартизированных экзаменов, таких как ЕГЭ или ОГЭ.

Обязанности методолога: что включает в себя работа

Конкретные обязанности методолога могут различаться в зависимости от его специализации и места работы. Например, методолог в сфере IT и методолог в области онлайн-образования могут иметь схожий набор функций, но применять их к разным продуктам. Эта профессия находится на стадии активного развития и не имеет четких стандартов или университетских программ. Тем не менее, методологи вносят вклад в упрощение и систематизацию данных, разрабатывают инструкции и практические задания, проводят исследования и создают описания важных процессов. Давайте рассмотрим обязанности методолога образовательных программ как пример:

"Применение современных технологий и методов в разработке продукта, внедрение новаторских решений и концепций, предложение путей оптимизации учебных программ, исследование и выявление целевой аудитории проекта, разработка образовательных программ и контрольно-измерительных материалов, изучение методик обучения, создание структуры курсов и контента, анализ эффективности образовательных программ и предложение улучшений в системах и задачах, а также совершенствование образовательной среды, связанной с обучением и исследованием.

Руководящие методологи также обязаны вести управление командой, устанавливать эффективную коммуникацию, развивать взаимоотношения с подчиненными и нессти ответственность за итоговый результат. Они должны осознавать, что команда работает в едином направлении и согласно общей концепции, поэтому важно определить общие цели. Независимо от опыта работы, методологи должны сохранять объективное видение проекта и применять его, особенно когда необходимо сохранить уникальность и изучить целевую аудиторию, учтя при этом понимание и интересы целевой группы.

Разумеется, обязанности методолога могут варьироваться в зависимости от специфики рабочего места. Например, в крупных онлайн-образовательных учреждениях методолог разрабатывает курсы, разрабатывает структуру обучения, улучшает учебный материал и делает его более интересным для студентов. В небольших компаниях, где набирается множество обязанностей, методолог может также выполнять задачи, которые обычно принадлежат другим специалистам, которых нет в штате компании. Поэтому, при рассмотрении вакансий, важно внимательно изучить все обязанности, предъявляемые кандидатам, и, при личном общении, прояснить конкретные задачи, стоящие перед методологом в данной компании.

Профессиональные знания и личные качества методолога Для успешной работы в качестве методолога необходимо обладать богатыми знаниями и навыками как в теоретической, так и в практической сфере. Важными являются не только технические компетенции, но и личные качества."

"Выбор сферы профессиональной деятельности для методолога зависит в значительной степени от его навыков и компетенций, и охватывает широкий спектр областей, в которых методология востребована. Несмотря на то что методологи часто ассоциируются с образованием, они также находят применение в различных других отраслях. Вот несколько направлений, где методолог может применять свои знания и навыки:

  1. Банковская сфера: Методологи могут участвовать в оптимизации банковских процессов и разработке эффективных методов работы.
  2. Бизнес-процессы: В корпоративной среде методологи могут заниматься анализом и оптимизацией бизнес-процессов.
  3. Бухгалтерский учёт: В этой области методологи могут помогать разрабатывать и внедрять эффективные методы бухгалтерского учета и аудита.
  4. Научные исследования: В сфере научных исследований методологи могут заниматься анализом данных и структурированием исследовательских процессов.
  5. IT: Методологи в области информационных технологий могут помогать оптимизировать разработку программного обеспечения и управление проектами.
  6. Медицина: В здравоохранении методологи могут работать над улучшением медицинских процессов и административной эффективности.

Большинство методологов предпочитают работу на постоянной основе в качестве штатных сотрудников, что обеспечивает им официальное трудоустройство и возможность развития карьеры. Тем не менее, в последние годы методологи также активно применяют фриланс и предоставление услуг клиентам, осуществляя самостоятельную уплату налогов. Например, некоторые из них могут зарегистрировать себя как самозанятых предпринимателей или индивидуальных предпринимателей. В любом случае, квалифицированные методологи всегда находят спрос на рынке труда, особенно с учетом растущей популярности методологии в различных сферах деятельности."

Что касается горизонтального роста, то здесь можно обдумать организацию и проведение полезных профессиональных конференций, где специалисты смогут обмениваться опытом и обсуждать сложные кейсы. Область методологии обширна, и она активно развивается, поэтому как для начинающих, так и для опытных профессионалов не должно возникнуть проблем с горизонтальным ростом.

Где можно обучиться, чтобы стать методологом? На государственном уровне нет стандартов, регулирующих работу методологов, следовательно, в вузах нет специальности, которая бы подготовила выпускников к этой профессии. Многие считают, что методологи, работающие в образовании, должны иметь высшее педагогическое образование. Это действительно важно, чтобы понимать некоторые аспекты педагогической работы, но еще более важно разбираться в методиках обучения и разработке образовательных программ. Поэтому в этой профессии могут работать люди с разным опытом. Среди новичков можно встретить бывших маркетологов, менеджеров проектов и даже аналитиков данных. Они, возможно, не имеют опыта в области педагогики, но обладают важными навыками, необходимыми для этой профессии.

Если вам нужен официальный документ, подтверждающий вашу квалификацию в области методологии, вы можете пройти профессиональное обучение по направлению "Методист образовательной организации". Однако важно понимать, что в данной профессии ключевое значение имеют не только дипломы, но и навыки, а также практический опыт. Если у вас есть возможность, рекомендуется рассмотреть онлайн-курсы и выбрать тот, который соответствует вашим потребностям.

Для получения опыта требуется значительная практика. Высшие учебные заведения не предлагают специальности методолога, поэтому обучение доступно только через онлайн-курсы. Однако самым важным и сложным аспектом является практическое применение методологии на реальных задачах. Поэтому многие новички стараются начать стажировку еще во время учебы.

Уровень заработной платы для специалистов зависит от сферы деятельности, стажа и местоположения. Например, средний заработок IT-методолога в Москве составляет 50 000-80 000 рублей при стаже 1-3 года и 100 000-110 000 рублей при опыте более 3 лет. Многие начинают работать офлайн, а затем переходят на удаленную работу, сохраняя при этом схожий уровень заработной платы.

Методологи, работающие в сфере онлайн-образования с двухлетним опытом, зарабатывают от 60 000 до 70 000 рублей. При расширении их обязанностей, таких как проведение дополнительных исследований или разработка новых инструментов, заработок может вырасти до 80 000-100 000 рублей. Высокий уровень заработной платы обычно характерен для руководителей методических отделов или старших методологов, которые в среднем получают 120 000-160 000 рублей по всей стране.

Возможности для карьерного роста существуют, несмотря на распространенный стереотип о том, что методологи не могут продвигаться. Карьерный рост может быть как горизонтальным, включающим передачу знаний и изменение хода работы, так и вертикальным, с постепенным увеличением профессиональных навыков и занятием руководящих должностей. Например, стандартный методолог может стать руководителем отдела или сопровождать экспертов, занимающихся разработкой учебных материалов. В некоторых случаях существуют должности, такие как тимлид методического направления, которые чаще всего встречаются в IT сфере, или академический директор. Также возможно продвижение к руководящей позиции в методическом отделе.

Руководители методологов также должны обладать навыками управления командой, устанавливать эффективное взаимодействие, создавать рабочие отношения с подчиненными и нести ответственность за результаты. Важно понимать, что команда работает над общим проектом и концепцией, поэтому общие цели являются краеугольными камнями. Как для методологов с опытом, так и для новичков, важно подходить к проекту с объективной точки зрения. Это особенно важно при необходимости внедрения уникальных решений и изучения аудитории, при этом сохраняя понятность продукта для целевой аудитории.

Естественно, обязанности методологов могут различаться в зависимости от места работы. Например, в крупных онлайн-школах методологи разрабатывают курсы, работая над структурой, улучшая учебные материалы и делая курсы более интересными и насыщенными для обучающихся. В меньших компаниях, методологи часто выполняют задачи других специалистов, отсутствующих в штате. Поэтому в объявлениях о вакансиях могут встречаться требования, такие как "способность создавать презентации и разрабатывать дизайн для готового продукта". Каждый работодатель имеет право устанавливать свои собственные требования, поэтому при рассмотрении вакансии на сайте важно изучить все обязанности и уточнить, какие именно задачи будут стоять перед методологом в данной компании.

Профессиональные знания и личные качества методолога

Для того чтобы стать успешным методологом, необходимо обладать не только навыками систематизации информации. Эта профессия требует от представителей универсальности. Необходимы как теоретические, так и практические знания, а также мягкие навыки.

Среди важных профессиональных знаний и умений методолога можно выделить:

  1. Визуализация и систематизация информации.
  2. Структурирование и умение устранять избыточные элементы в материалах.
  3. Методология процессов в сфере образования.
  4. Создание методик, инструкций и стратегий, адаптированных под конкретные проекты.
  5. Работа с большим объемом информации.
  6. Навыки делового общения и деловой переписки с экспертами.
  7. Организаторские способности.
  8. Умение работать как удаленно, так и в офисе.

Личные качества, которыми должен обладать методолог:

  1. Рациональность.
  2. Системность.
  3. Ответственность.
  4. Креативность.
  5. Способность к работе в команде.
  6. Готовность к постоянному обучению.
  7. Эмпатия.
  8. Адаптивность.

Плюсы и минусы профессии

Профессиональные методологи ценятся в сферах образования, информационных технологий и бизнеса. Как и в любой другой профессии, у методологов есть свои плюсы и минусы.

Плюсы:

  1. Повышенный спрос - квалифицированных методологов ищут в широком спектре образовательных учреждений, IT-компаниях, бизнесе и корпорациях по всей стране. Профессия сейчас пользуется большой популярностью, и у нее есть потенциал для дальнейшего роста.
  2. Личный и профессиональный рост - благодаря тому, что профессия относительно новая, в ней существует множество возможностей для развития и карьерного роста. Методологи могут проявлять свой талант и вносить вклад в создание уникальных проектов.
  3. Гибкие форматы работы - методологи могут работать как удаленно, так и в офисе, а также выбирать гибридные варианты. Это предоставляет возможность более гибкого управления своим временем и местом работы.
  4. Низкий барьер входа - начинающие методологи приветствуются на рынке труда также, как и опытные специалисты. Важно иметь соответствующие навыки и готовность к учению. Так как профессия относительно новая, вступить в нее довольно просто, достаточно поставить перед собой цель.

Минусы:

  1. Высокие ожидания - от методологов ожидается высокий уровень профессионализма и ответственности, особенно в сферах образования и бизнеса. Это может создать давление на специалистов.
  2. Неопределенность - профессия методолога может иметь различные аспекты в зависимости от места работы и проекта. Это может привести к неопределенности и необходимости постоянно адаптироваться к новым условиям.
  3. Конкуренция - с увеличением популярности профессии методолога растет и конкуренция на рынке труда. Необходимо постоянно совершенствовать свои навыки, чтобы оставаться конкурентоспособным.
  4. Ответственность - методологи несут ответственность за результаты своей работы и за успех проектов, над которыми они работают. Это может быть стрессовым аспектом профессии.

"Применение современных технологий и методов в разработке продукта, внедрение новаторских решений и концепций, предложение путей оптимизации учебных программ, исследование и выявление целевой аудитории проекта, разработка образовательных программ и контрольно-измерительных материалов, изучение методик обучения, создание структуры курсов и контента, анализ эффективности образовательных программ и предложение улучшений в системах и задачах, а также совершенствование образовательной среды, связанной с обучением и исследованием.

Руководящие методологи также обязаны вести управление командой, устанавливать эффективную коммуникацию, развивать взаимоотношения с подчиненными и нессти ответственность за итоговый результат. Они должны осознавать, что команда работает в едином направлении и согласно общей концепции, поэтому важно определить общие цели. Независимо от опыта работы, методологи должны сохранять объективное видение проекта и применять его, особенно когда необходимо сохранить уникальность и изучить целевую аудиторию, учтя при этом понимание и интересы целевой группы.

Разумеется, обязанности методолога могут варьироваться в зависимости от специфики рабочего места. Например, в крупных онлайн-образовательных учреждениях методолог разрабатывает курсы, разрабатывает структуру обучения, улучшает учебный материал и делает его более интересным для студентов. В небольших компаниях, где набирается множество обязанностей, методолог может также выполнять задачи, которые обычно принадлежат другим специалистам, которых нет в штате компании. Поэтому, при рассмотрении вакансий, важно внимательно изучить все обязанности, предъявляемые кандидатам, и, при личном общении, прояснить конкретные задачи, стоящие перед методологом в данной компании.

Профессиональные знания и личные качества методолога

Для успешной работы в качестве методолога необходимо обладать богатыми знаниями и навыками как в теоретической, так и в практической сфере. Важными являются не только технические компетенции, но и личные качества."

Большинство методологов предпочитают работу на постоянной основе в качестве штатных сотрудников, что обеспечивает им официальное трудоустройство и возможность развития карьеры. Тем не менее, в последние годы методологи также активно применяют фриланс и предоставление услуг клиентам, осуществляя самостоятельную уплату налогов. Например, некоторые из них могут зарегистрировать себя как самозанятых предпринимателей или индивидуальных предпринимателей. В любом случае, квалифицированные методологи всегда находят спрос на рынке труда, особенно с учетом растущей популярности методологии в различных сферах деятельности."

Обязанности методолога:

  1. Разработка методологий: Методолог занимается созданием новых или модификацией существующих методологических подходов, инструментов и процедур для оптимизации бизнес-процессов и улучшения эффективности работы организации.
  2. Анализ и оптимизация бизнес-процессов: Методолог проводит анализ текущих бизнес-процессов, идентифицирует проблемы и узкие места, разрабатывает рекомендации по их оптимизации и улучшению.
  3. Внедрение и координация изменений: Методолог участвует в процессе внедрения методологических изменений, обеспечивает их эффективное внедрение и координацию в рамках организации или проекта.
  4. Обучение и консультации: Методолог проводит обучение сотрудников, консультирует по вопросам применения методологий, помогает развивать компетенции и навыки персонала.
  5. Мониторинг и анализ результатов: Методолог осуществляет мониторинг эффективности внедренных методологий, анализирует полученные результаты и корректирует подходы при необходимости.

Навыки и качества, необходимые для работы методолога:

  • Аналитическое мышление: Способность критически мыслить, анализировать сложные процессы и проблемы, находить оптимальные решения.
  • Системное мышление: Понимание взаимосвязей и взаимодействий между различными элементами системы или процесса.
  • Коммуникативные навыки: Умение четко и ясно выражать свои мысли, взаимодействовать с различными уровнями и стейкхолдерами организации.
  • Знание методологий управления и оптимизации: Понимание основных методологических подходов, таких как Lean, Six Sigma, Agile и других.
  • Опыт работы с инструментами аналитики и моделирования: Знание программ и инструментов для анализа данных, моделирования и оптимизации процессов.

Рекомендуем всегда держать на своем столе книгу Сони Смысловой "Проектирование образовательного опыта", которая является своеобразной библией в этой области.

Еще один полезный список ресурсов - это каналы, где можно найти интересные вакансии для будущих специалистов в области EdTech:

  • "Вакансии в образовании" - это один из крупнейших каналов в Telegram, который ежедневно публикует позиции в сфере образования. Здесь вы найдете не только вакансии для методистов и методологов, но и для преподавателей, кураторов, создателей контента, руководителей проектов и многих других

В сфере EdTech наблюдается постоянный рост спроса на специалистов, а вместе с ним возникают новые вызовы и профессии.

При изучении названий должностей и рынка вакансий можно обнаружить огромное количество специалистов, которые создают и преобразуют рынок EdTech в России. Среди них можно назвать методистов онлайн-курсов, продюсеров образовательных программ, педагогических дизайнеров, разработчиков онлайн-курсов, специалистов дистанционного образования, программных директоров и продуктовых менеджеров в образовании. Поистине впечатляющий масштаб, не так ли?

В русскоязычном пространстве онлайн-образования пока еще не сложилось четкого разделения на специализации, так как рынок относительно молод и продолжает претерпевать структурные изменения. Поэтому при выборе стоит ориентироваться не только на название должности специалиста, но и на функциональные обязанности, которые он выполняет в своей роли.

Давайте разберемся в разнице между двумя ключевыми специальностями: методологом и методистом онлайн-школы.

Методист - это первоначальная профессия в области EdTech. Он занимается разработкой учебных программ, структурирует материалы на основе готовых фреймворков, взаимодействует с экспертами и отслеживает результаты обучения.

Обычно методист начинает с выполнения разнообразных и несложных задач, чтобы научиться видеть полную картину и в будущем преуспеть в качестве методолога.

В академической среде термин "методист" часто используется для обозначения педагога, занимающегося разработкой методик преподавания конкретного предмета.

Как правило, педагогический дизайнер и методист выполняют примерно одни и те же задачи. Здесь больше вопрос терминологии и перевода: термин "педагогический дизайнер" был заимствован из термина "instructional designer", который можно точнее передать как "проектировщик онлайн-образования" или "инженер образовательного процесса". Часто методист, вышедший из корпоративной среды, также называет себя педагогическим дизайнером.

Методолог, с другой стороны, является опытным специалистом с портфолио проектов и фундаментальными знаниями в области проектирования образования. Он разрабатывает новые методы и технологии и создает фреймворк, по которому работает методист.

Однако на практике такое жесткое разделение не всегда работает, и методист может выступать в роли методолога, внедряя новые подходы в образовательные продукты.

Хороший методолог обладает следующими компетенциями:

  • Знание и умение внедрять методические подходы и фреймворки.
  • Знание андрагогики, науки об обучении взрослых.
  • Умение смотреть на программу "со стороны".
  • Умение вести исследовательскую деятельность.
  • Аналитический склад ума.

Как создается онлайн-курс?

Для разработки любого образовательного продукта необходимо ознакомиться с различными моделями педагогического дизайна. Одной из наиболее широко используемых методик является модель ADDIE (анализ, проектирование, разработка, внедрение, оценка).

  • Анализ навыков и определение уникальностиПеред тем, как приступить к разработке содержания курса, необходимо ответить на следующие вопросы: "Зачем мы создаем этот продукт?", "Какие цели мы преследуем и какие проблемы мы решаем?", а также "Чем наш курс будет отличаться от существующих на рынке?". Рекомендуется провести анализ курсов конкурентов в той же области.
  • Создание образовательной линейкиДля того чтобы избежать перегрузки информацией и откладывания участниками курса из-за неструктурированности материала (хотя он и может быть весьма интересным), рекомендуется разделить экспертизу на несколько образовательных продуктов. Для этого создается своеобразная линейка, в которой определяется основной продукт, доступный всем, и VIP-продукт, доступный по более высокой цене.
  • Разработка концепции курса и ожидаемых результатовПри разработке курса необходимо начать с определения желаемых результатов. На этом этапе методолог курса определяет конечные результаты, которых должен достичь ученик по окончании курса.
  • Тестирование продуктаСейчас наступило время для тестирования минимальной жизнеспособной версии продукта (MVP), чтобы понять, какие улучшения, изменения или удаления требуются. Для проведения этого этапа можно использовать методы, такие как опросы, интервью с клиентами и т. д.
  • Разработка структуры курса (уроки, сценарии, закрепление материала)Пришло время разработать контент для уроков? Не совсем. Прежде всего следует определить практические задания, их цели и форматы. Только после этого можно приступить к разработке текстового содержимого продукта. Кроме того, задания для закрепления должны иметь различные форматы, поскольку после окончания курса студент должен быть способен применять свои знания в различных ситуациях.
  • Разработка презентаций и визуального материалаМетодолог занимается разработкой структуры, основными идеями и текстом презентации
  • Создание образовательной среды (привлечение "помощников" - кураторов и наставников)Хотя непосредственное привлечение "помощников" (кураторов и наставников) часто выполняется HR-менеджером, методолог иногда принимает участие в процессе отбора наставников для проекта, разрабатывает регламенты и проводит вводное обучение перед стартом.
  • Запуск образовательного продукта (разработка маркетинговой кампании, привлекающих мероприятий)Перед запуском курса эксперты часто проводят промо-мероприятие, чтобы знакомить аудиторию с участниками курса. На этом этапе методолог вовлекается в разработку структуры такого мероприятия, чтобы включить полезный контент и элементы продаж.
  • Сопровождение процесса (платформа, анализ прогресса участников курса)Перед началом обучения крайне важно следить за техническими аспектами, такими как правильный порядок загрузки уроков, методическое оформление и функциональность для всех участников курса. Если возникают проблемы у участников, методолог включается в процесс и вносит изменения в программу.
  • Оценка результатов курса и анализ обратной связиАнализ прогресса участников и интервью с ними помогают выявить слабые места и позволяют исправить ошибки перед следующей группой. Это позволяет методологу постоянно развиваться и приобретать новые навыки в своей профессии.
  • Кроме того, каждый методолог может брать на себя дополнительные обязанности, чтобы развивать разносторонние компетенции и прогрессировать в своей профессии.

    Зарплата методолога


    Что касается зарплаты методолога, стартовый уровень может начинаться от 20-30 тысяч рублей, однако это зависит от отрасли, сложности требований и навыков специалиста.С опытом работы в течение года методолог может рассчитывать на доход от 50-60 тысяч рублей и выше.

    Где можно получить образование в области методологии?

    В настоящее время в России отсутствуют программы высшего образования, специализирующиеся на подготовке методологов или методистов. Для начала карьеры в этой области необходимо изучать специализированную литературу, получать базовые знания и навыки на онлайн-курсах, а также практиковаться. Онлайн-курсы предоставляют отличную базу для освоения методологии. В нашей подборке вы можете найти некоторые из них. Какие ресурсы следует отслеживать будущему методологу?

    Вот несколько каналов, на которые стоит подписаться специалисту в области онлайн-образования:

    1. "Образование, которое мы заслужили" - этот канал предлагает информацию о новейших тенденциях в сфере образования.
    2. "LX Notes // Образование как продукт" - здесь вы найдете полезные заметки и советы об онлайн-образовании.
    3. "Образование 4.0" - этот канал знакомит с концепцией образования нового поколения.
    4. "Дашич, беги" - здесь вы найдете интересные материалы и идеи об использовании технологий в образовании.
    5. "yet another Paris" - канал, где обсуждаются новые методики и инструменты обучения.
    6. "LXD Hero 💙 home" - здесь вы найдете информацию о дизайне и разработке онлайн-курсов.

    Сферы применения методологии:

    Методологи могут работать в различных отраслях и сферах деятельности, включая:

    • Банковское и финансовое дело
    • Производство и промышленность
    • IT и технологии
    • Логистика и снабжение
    • Здравоохранение и фармацевтика
    • Образование и научные исследования

    Заключение:

    Профессия методолога требует сочетания аналитических, коммуникативных и технических навыков для эффективного управления и оптимизации бизнес-процессов в организации. Методологи играют ключевую роль в повышении эффективности, улучшении качества работы и достижении стратегических целей компании. С ростом сложности и динамичности современного бизнеса роль методолога становится все более важной и актуальной в современной экономике.

    Реклама. Информация о рекламодателе по ссылкам в статье

    Все курсы